Из истории камней


Трудно сказать, когда возникла мода на драгоценные камни.Возможно, ее "завезли" загулявшие вдали от родных берегов атланты. Но распространилась она повсеместно.Прекрасный, завораживающий мир камня в любом месте Земли привлекал человека.
Древние индийцы считали, что драгоценные камни - это капли крови борющихся на небе богов. Кровь капала на песок священного Ганга и превращалась в рубины и гранаты. Наверное поэтому в Древней Индии отдавали предпочтение камням красного цвета. На Среднем Востоке ценили синие камни, а в Древнем Египте - синие и зеленые. Зеленые камни предпочитали и древние цивилизации Америки. Упоминаются драгоценные камни и в Библии: двенадцать камней Небесного Иерусалима. На Руси первые описания камней и их свойств мы находим в "Изборнике Святослава" (1073): были известны янтарь, аметист, жемчуг, бирюза, лал, лазурит, оникс.
Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни - творение сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, дабы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн.
Более прозаично их геологическое происхождение - благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры.
Уже в древнейшие времена они служили украшениями, а их блеск и окраска возбуждали удивление и восхищение. У каждой эпохи были свои излюбленные благородные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Семирамида, Клеопатра и другие царицы древних времен обожали жемчуга. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров эпохи рококо сверкали бриллиантами и, наконец, эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов и хризолитов.
Ювелиры делали красивые и оригинальные броши, ожерелья и браслеты, усыпанные красноватыми сердоликами, зеленым "кошачьим глазом" или переливающимся молочно-голубым блеском лунными камнями (селенитами). Впрочем, выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя.
В различных житейских ситуациях хорошо было обладать подходящим камнем-талисманом.
В эпоху ренессанса новобрачные обменивались кольцами с изумрудами, т.к. эти камни должны были обеспечить постоянное чувство, а также они благоприятствовали беременным женщинам. Лунные камни преодолевали любовные препятствия. Игрокам приносили удачу.
Широко было распространено поверье о лечебных свойствах драгоценных камней. В средние века золотых дел мастеру приходилось быть не только ремесленником и купцом, но также иногда и врачом, который в случае надобности умел подобрать для своих клиентов камень, помогающий при различных телесных и духовных недомоганиях.
Ношение драгоценностей, кроме того, подчинялось правилам хорошего тона. Гранаты, жемчуга считали подходящими для молодых девушек, незамужних женщин, независимо от возраста; для них не допускалось носить бриллианты. Жемчуг могут носить только люди, родившиеся под знаком Рыб, всем остальным он противопоказан. Бриллианты и непрозрачные камни - агат, оникс, хризоберлл -были единственно допустимым украшением траурной одежды.
Иногда для пущей силы амулета на камне писались магические формулы - слова власти, изображались священные символы. Иногда сам амулет принимал форму магического, священного символа. Наиболее в этом непростом деле преуспели древние египтяне. Амулет "Сердце" считался символом жизненной силы и энергии; взывал к совести и добрым чувствам своего владельца, направлял его помыслы и поступки. "Скарабей", наверное, самый распространенный амулет в Египте, считался символом жизни, счастья и плодородия. Женщины в Египте и Восточном Судане сушили этих жуков, толкли их, разбавляли порошок водой и пили, веря, что это поможет им иметь больше детей. Также считалось, что скарабей защищает от колдовства и любых чар. И сейчас скарабей является излюбленным талисманом египтян. Ювелирные магазины Каира и Хургады просто ломятся от колец, кулонов, браслетов со скарабеями. Еще один символ жизни - египетский крест "Анх". Амулет "Пряжка" символизирует пряжку пояса Исиды и обычно делается из минералов красного цвета - сердолика, красной яшмы или просто желтого золота. Считалось, что этот могущественный амулет защищает своего владельца от того, "кто захочет совершить с ним то, что рождено ненавистью"; а также дарует магические способности. Амулет "Око Хора", выполненный из лазурита и желтого золота, приносил своему владельцу здоровье и долголетие...
О египетских талисманах и магических символах можно говорить бесконечно. Лучшими талисманами становятся камни, подаренные или доставшиеся по наследству, если, конечно, с ними не связана какая-либо семейная драма с печальным концом. Для камней, купленных в магазине, необходимо определенное время (иногда несколько лет) пока камень не "сроднится" с владельцем. Украденные камни, по мнению древних, никогда не могут быть талисманами, они скорее будут проявлять отрицательные свойства.
В этом смысле наиболее показательна история сине-голубого Алмаз Хоупа, пользующегося самой дурной славой.
Французский авантюрист Эдмонт Шале во время одного из своих путешествий обнаружил в заброшенном индийском храме фигуру каменного идола с огромным бриллиантом во лбу. Обрадованный француз тут же бросился выковыривать "на память" драгоценный "глаз". Проводник, опасаясь гнева древнего божества, слезно умолял его этого не делать, но путешественнник не внял предупреждению. Месть ослепшего идола не заставила себя долго ждать: Шале и его проводник погибли страшной смертью - их растерзала свора бешеных собак.
Следующие хозяева бриллианта тоже погибли при мистических обстоятельствах.
Долгое время камень переходил из рук в руки нигде особо не задерживаясь. И путь его был отмечен цепочкой странных смертей и несчастий. Но тем не менее, никто из его владельцев не пожелал добровольно расстаться со злополучным бриллиантом.
Вот далеко не полный список жертв камня:
королева Мария Антуанетта - казнена.
Турецкий султан Абдулла Хамид - убит.
Князь Иван Канитовицкий - убит.
Некий Симон Монтаридес, экипаж которого вместе с женой и ребенком упал в пропасть.
Жак Коле - самоубийство.
Мисс Э. Маклин - найдена мертвой в собственном доме без малейших следов насилия.
Сейчас камень не имеет конкретного владельца и хранится в Смитсоновском институте (Вашингтон). Наверное, это правильно.


Используются технологии uCoz